Так же, как путешественники выясняют, какой ресторан хорош по числу машин на его стоянке, шмели решают, на какой цветок лететь, наблюдая — к каким цветам больше «посетителей» — открыли Бредли Уорден (Bradley D. Worden) и его коллеги из университета Аризоны (University of Arizona).
Это первое свидетельство того, что насекомые могут учиться, только лишь наблюдая за поведением других насекомых.
Шмели, которые видели приём пищи «коллег» на зелёных искусственных цветах, имели в два раза больше шансов полететь затем именно на эти зелёные цветы, вместо привлекательных для них оранжевых, когда приходила их очередь собирать нектар.
Это удивительно — сложное поведение и, более того, способность к обучению происходят от очень маленького мозга.
"Слова Чарльза Дарвина были вдохновением для исследования, — сообщил Уорден, — он как-то предположил, что медоносные пчёлы наблюдали за шмелями и учились у них".
Наблюдая за насекомыми в поле, Уорден также пришёл к выводу, что пчёлы видят и копируют поведение других пчёл.
"Пчёлы и шмели — социальные существа, — говорит биолог. — Мы знаем, что они общаются друг с другом, по крайней мере, в гнезде (улье), но никто никогда не смотрел — а вне колонии, обращают ли пчёлы внимание на то, что делают другие?". Так родился эксперимент, проверяющий размышления Дарвина.
С помощью нескольких «цветов» — зелёных и оранжевых, со сладкой водой и без, в разных комбинациях, а также при помощи прозрачного устройства, позволяющего одним пчёлам наблюдать за действиями других, но не позволяющего сразу вылететь вслед за ними — учёные установили, что насекомым не безразлично — на какие именно цветы садятся их товарищи.
Чтобы исключить влияние запаха насекомых, исследователи повторили опыт с искусственными подсадными шмелями.
В то время как пчёлы выполняют танец, чтобы показать другим пчёлам в улье расположение хороших цветов, шмели так не поступают. Уорден размышляет, что наблюдение за собратьями в поле может быть особенно важным именно для шмелей.
Оригинальное суждение Дарвина, что одна разновидность пчелы может наблюдать и учиться у другой разновидности — ещё нуждается в проверке. Но такое наблюдение действительно расширило бы источники информации колонии о полезных цветах — полагают авторы работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий